Создан при ПсковГУ в 2011 г.
Сету (сето) – это очень тесно связанный с эстонцами малый прибалтийско-финский народ, чья история, по крайней мере, в течение последнего тысячелетия, была совсем иной, чем у эстонцев. Сету проживают в Печорском районе Псковской области России и во входивших до 1920 года в состав Псковской губернии восточных частях уездов Пылвамаа и Вырумаа (Эстония). Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2010 г. сету внесены в Единый перечень малочисленных народов страны. Ныне на территории Печорского района Псковской области насчитывается примерно 300 представителей этого малого народа.
Согласно этнолингвистической классификации, сету относятся к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Бытующие самоназвания: сето, сету, полуверцы. В прошлом также использовались названия: псковские эсты или псковские эстонцы, православные эстонцы, сетукезы. Область расселения сето в России и Эстонии называется Сетумаа («земля сету») или Сетомаа.
Язык сету рассматривается как один из говоров выруского диалекта эстонского языка. Однако по причине распространения на крайнем юго-востоке Эстонии (в Вырумаа) литературного эстонского языка, сетуский говор воспринимается самими сету как самостоятельный язык, отличный от эстонского языка. Сету, в отличие от эстонцев-лютеран, приняли православную религию, что сближает их духовную и материальную культуру с культурой русского населения.
Сету в течение XV-XVI вв., начиная с момента возникновения Псково-Печерского монастыря (1473 год), приняли православную веру. В православие сету были обращены сразу после язычества, благодаря чему сету сохранили древнейшие черты финно-угорской дохристианской культуры, которых почти не осталось в собственно эстонской культуре, переживших насильственное внедрение католичества (в XIII веке), а затем – лютеранства (в XVI-XVII вв.). Единая религия с местным русским населением позволила сету перенять у русских ряд элементов материальной культуры, удачно вписав их в свою собственную, совершенно уникальную культуру.
Большинство эстонских и ряд российских этнографов рассматривают сету как особую этнографическую группу эстонского народа. При этом сету считаются потомками эстов, бежавших в средние века с территории современной Эстонии на русские земли, где они спасались от католического гнёта рыцарских Орденов, а позже – от навязывания шведами и датчанами лютеранской религии. Возможно, часть сету действительно имеет такое происхождение, о чём свидетельствуют сохранившиеся в культуре сету единичные католические элементы.
Но более вероятной является «автохтонная» гипотеза происхождения сето. Согласно этой гипотезе, сету – коренной финно-угорский народ, сохранившийся до нашего времени «осколок» древней чуди, с которой встретились славяне при заселении ими северо-запада Восточно-Европейской равнины. Большинство исследователей, изучавших сету в ХХ веке, склонялось к этой точке зрения, т.к. сету имеют в своей культуре, вместе с православной основой, мощный пласт языческих элементов (за что русские и стали называть сету «полуверцами») при полном отсутствии элементов лютеранской религии.
На начало XX века пришелся расцвет самобытной культуры сету. Это был период, когда рос престиж образования, создавались национальные культурные общества. В 1905 году была зафиксирована максимальная численность сету за все время их существования – свыше 20 тысяч.
До революции 1917 года вся область Сетумаа находилась в составе Псковской губернии (в средние века – Псковской земли). 2 февраля 1920 года по Тартускому договору Печорский край (западная часть Псковского уезда) был передан в состав Эстонии. В Эстонии на присоединённых землях Псковской губернии был создан уезд Петсеримаа (Петсери – эстонское название г. Печоры).
Во второй половине 1944 года на базе Псковского округа Ленинградской области была создана Псковская область. В начале 1945 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в Псковскую область вошёл Печорский район, организованный из волостей, входивших ранее в состав Эстонии. Но северная и западная части Сетумаа были оставлены в составе Эстонии.
Особенности культуры сету являются прямым отражением культурной ситуации эстонско-российского пограничья. В традиционной культуре сету можно найти множество переходных русско-эстонских черт. Вместе с тем, сету являются совершенно уникальной культурной единицей, сохранившей, в отличие от соседей (эстонцев и русских), много элементов традиционной культуры вековой давности.
Пожалуй, наиболее интересным элементом традиционной культуры сету является женская одежда. Ещё в начале ХХ века известный эстонский этнограф Яков Гурт сделал описание женской одежды сету, которое в полной мере можно перенести и в наши дни. В сознании народа традиционная одежда живёт как эстетическая ценность и как выразитель этнического своеобразия.
Чтобы представить, насколько оригинальна и красива женская одежда сету, можно привести несколько высказываний самих представительниц этого народа. При вопросе о национальной одежде женщины сету отвечают почти одинаково: «Очень нравится, потому что красивая». А, к примеру, в начале ХХ века Яков Гурт слышал и такие ответы на вопрос о возможном изменении одежды: «Да разве это возможно, ведь она красива; наши матери также одевались. Святая Дева Мария носила такую же одежду, и было бы грешно заменить её другой!». Даже русские девушки в начале ХХ века, если хотели быть повиднее, надевали на ярмарку сетуский костюм.
Манаков Андрей Геннадьевич,
доктор географических наук,
профессор кафедры географии
Псковского государственного университета.