Педагогическое образование, программа «Теория и методика обучения неродному языку: русский язык как иностранный»

О программе:

Выпускники программы приобретут навыки осуществления педагогической и научно-исследовательской деятельности с иноязычными учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, всеми субъектами, вовлечёнными в процесс образования российской общеобразовательной организации, а также с иностранными учащимися, изучающими русский язык в зарубежных обще­образовательных организациях.

Образовательная программа основана на сочетании традиционных и инновационных форм обучения.

Навыки, полученные на педагогической практике в группах иностранных студентов ПсковГУ и полиэтнических классах псковских школ, участие в проектах Экспериментальной лаборатории учебной лексикографии и грантах ведущих российских научных фондов, публикации в рецензируемых научных журналах, - все это повышает конкурентоспособность выпускников программы, позволяет им успешно работать с иноязычными учащимися в вузах и школах различных российских регионов и зарубежных стран (Германия, Испания, Бельгия, Эстония, Латвия, Таджикистан, Узбекистан).

Научно-исследовательская часть программы дает возможность сформировать основу поступления и успешного завершения обучения в аспирантуре.


Основные дисциплины:
  • Инновационные процессы в образовании;

  • Методология и методы педагогических исследований;

  • Социально-педагогическое проектирование;

  • Проектная деятельность в профессиональной сфере;

  • Информационные технологии в профессиональной деятельности;

  • Иностранный язык в профессиональной сфере;

  • Межкультурная коммуникация в образовательном процессе;

  • Современный русский литературный язык и разговорная речь;

  • Обучение аспектам языка;

  • Обучение видам речевой деятельности;

  • Лингвострановедение и лингвокультурология в системе обучения русскому языку как иностранному;

  • Художественный и учебный текст: анализ и конструирование.

Количество мест и срок обучения:

Очная

2 года

12 бюджетных мест

10 платных мест

 

ВЕДУЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Преподаватели ПсковГУ

Никитина Татьяна Геннадьевна - профессор кафедры теории и методики гуманитарного образования, доктор филологических наук

Курсы: Методика обучения русскому языку как иностранному

Рогалева Елена Ивановна - профессор кафедры теории и методики гуманитарного образования, доктор филологических наук

Курсы: Конструирование учебного текста

Абрамова Марина Владимировна - доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования, кандидат педагогических наук

Курсы: Межкультурная коммуникация

Головина Любовь Сергеевна - доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования, кандидат педагогических наук

Курсы: Лингвокультурология

Гостевые преподаватели из вузов-партнеров

Вальтер Харри – PhD, член Президиума МАПРЯЛ, Университет им. Эрнста Морица Арндта, Грайфсвальд, Германия

Курсы: Методика обучения РКИ, Основы функциональной грамматики

Марк Руис-Соррилья-Крузате – PhD, профессор отделения славистики Барселонского университета, Испания

Курсы: Методика обучения РКИ, фразеология

ИСТОРИИ УСПЕХА

Достижения студентов

Г. Галактионова, А. Графчикова, А. Егорова, М. Иванова, Т. Рябова, И. Саюнов и др. – авторы разработанного совместно

с преподавателями словаря «О чем рассказывают городские названия» (Псков, 2013)

Ю. Лактюшина, М. Матвеева, А. Мульд –  авторы разработанного совместно с преподавателями учебного пособия для иностранцев

«Введение в язык специальности» (Псков, 2014)

Академическая мобильность (в том числе с получением диплома европейского образца): Ю. Сандул (Эстония, 2012; диплом Тартуского университета), С. Товстик (Нидерланды, 2015), М. Иванова (Бельгия, 2016), Е. Барилова (Испания, 2016; диплом Барселонского университета), П. Сосницкая (Германия, 2017; диплом Йенского университета).

Кейсы выпускников

Сандул Юлия – выпускница 2012 г.; диссертация: «Формирование лингвокультурологической компетенции бакалавров профиля «Русский язык как неродной»,

защита в ПсковГУ и Нарвском колледже Тартуского университета; в настоящее время работает преподавателем в Центре детского творчества (Таллин, Эстония).

Сосницкая Полина – выпускница 2017 г.: диссертация «Формирование межкультурной компетенции бакалавров на материале русской и немецкой литературы»,

защита в ПсковГУ и Йенском университете. Работает учителем в вальдорфской школе г. Фрайбург (Германия).

Литература и тяга к языку жили во мне всегда: дедушка – филолог и мама-музыкант были моим примером для подражания в выражении мыслей, построении

предложений и в выборе средств выразительности. Помню, я даже гордилась собой в младшей и средней школе, всегда верно ставя ударение в словах.

Моя мама называет это «языковым чутьем». Видимо, именно это «чутье» и определило мой жизненный путь. Участие в различных языковых и литературоведческих

конкурсах и олимпиадах привело меня на филологический факультет ПсковГУ, который позволил мне раскрыться в творческом и научном плане. Мне очень

нравилось писать эссе, сочинения, креативые тексты или статьи для научных конференций. Мне всегда думалось, что моей сильной стороной являются эмоции.

Кажется, благодаря этому качеству, мои работы на филфаке были узнаваемыми. 

Однако вопрос, что с этим делать после окончания университета, встал передо мной в начале пятого курса. Тогда я и узнала от моего будущего научного

руководителя Т.Г. Никитиной о возможности поступления в магистратуру «Теория и методика обучения неродному языку: Русский язык как иностранный» и

получения стипендии на обучение в Европе в рамках программы обмена студентами «Erasmus Mundus». Так я и уехала в Германию, став магистрантом университета

им. Фридриха Шиллера в Йене. Учеба в Йенском университете помогла мне овладеть немецким языком (хотя не только им, по идее). Параллельно я осваивала

специальность «Русский язык как иностранный» в магистратуре ПсковГУ. Именно эта специальность и определила мою настоящую жизнь.

После написания и защиты двух магистерских диссертаций я решила попробовать свои шансы в Германии. После недолгих ожиданий раздался первый звонок

из Фрайбуржской вальдорфской школы, которая искала преподавателя русского языка как иностранного. И вот теперь я с удовольствием работаю с детьми

в немецкой школе, помогаю им полюбить и понять русский язык.

Полина Сосницкая

Муратова Мая – выпускница 2018 г., диссертация «Народная речь и культура региона в репрезентации иноязычным студентам-русистам».

В настоящее время – научный сотрудник Научно-образовательной лаборатории региональных филологических исследований ПсковГУ,

преподаватель русского языка в группах иностранных студентов ПсковГУ.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Структура программы

Современные проблемы науки и образования, Методика обучения русскому языку как иностранному, Лингвострановедение и лингвокультурология в системе обучения русскому языку как иностранному, Современная русская лексикография, Межкультурная коммуникация в образовательном процессе, Русская литература XIX-XX века и ее интерпретация в иностранной аудитории, Детская литература как окно в русский мир, Лингводидактические игры для детей-инофонов, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Деловой иностранный язык и др.

Методы обучения

Методы проблемного, проектного обучения, личностно-ориентированные технологии. Интерактивные лекции с применением мультимедиа, проблемные лекции, учебные дискуссии, решение учебных кейсов, ситуационных задач.

Исследования и проекты

Магистранты совместно с преподавателями участвуют

  • в научно-методических проектах, финансируемых Российским фондом фундаментальных исследований: «Лингвокраеведческий компонент подготовки учителя русского языка как родного и иностранного», «Формирование речевой культуры иностранных студентов на региональном материале»;
  • в словарных проектах Экспериментальной лаборатории учебной лексикографии «Двуязычные учебные словари и пособия», «Городские названия в лингвокраеведческих словарях», «Молодежный лексикон и его словарная разработка».

 

ТРАЕКТОРИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ

для российских граждан

для иностранных граждан

ДОКУМЕНТЫ (ФГОС, ОПОП, ГИА, базовый учебный план, аннотации, рабочие программы практик, методические материалы, иные документы) 

 

Контакты (руководитель образовательной программы)

Никитина Татьяна Геннадьевна - профессор кафедры теории и методики гуманитарного образования, доктор филологических наук

E-mail: cambala2007@yandex.ru

Тел.: 8-911-392-90-69

ПОДАТЬ ДОКУМЕНТЫ

ЗАДАТЬ ВОПРОС 










Разработка сайта — «ПсковГУ»