Абитуриенту с инвалидностью

Call-центр ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Череповецкого государственного университета (РУМЦ СЗФО ЧГУ)

Работа Сall-центра обеспечена в режиме 5 дней в неделю с 8.00 до 17.00 часов по московскому времени.

Задать вопрос можно по телефону горячей линии:

CALL-центр: 8(800)550-19-35
Электронная почта: rumts_szfo_chgu@mail.ru
Сайт

Обращение через портал инклюзивноеобразование.рф

Цель Call-центра: организация, развитие и распространение системы информирования и консультирования по вопросам инклюзивного образования.

Основные задачи Call-центра:

  • прием запросов от субъектов образовательных организаций высшего образования, расположенных на закреплённой за РУМЦ территории, по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • организация подготовки ответа по запросам субъектов образовательных организаций высшего образования, расположенных на закреплённой за РУМЦ территории, по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • сбор информации по сопровождению субъектов образовательных организаций высшего образования, расположенных на закреплённой за РУМЦ территории, по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основные функции Call-центра:

  • консультирование и информирование заинтересованных лиц по вопросам повышения качества и доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • формирование базы данных входящих звонков и обращений лиц по вопросам организации высшего инклюзивного образования лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • перенаправление входящих звонков специалистам в области организации высшего инклюзивного образования лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • участие в развитии системы информирования и консультирования субъектов инклюзивного образования по вопросам организации высшего инклюзивного образования для лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • участие в организации, введении и совершенствовании функционирования единых информационных ресурсов по вопросам организации высшего инклюзивного образования для лиц с инвалидностью.

Основная деятельность Call-центра: обработка обращений и информирование в режиме реального времени лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, преподавателей вузов, педагогов и других заинтересованных лиц о путях решения возникающих проблем в процессе профессионального самоопределения, выбора образовательной организации для получения профессии, трудоустройства и других жизненных ситуаций в компетенции РУМЦ.

Ответы на наиболее часто поступающие вопросы при поступлении лиц с инвалидностью в образовательные организации высшего образования

1. Какие документы необходимо предоставить в вуз, чтобы подтвердить статус инвалида?

Для поступления в вуз в рамках особой квоты необходимо помимо основного пакета документов предоставить справку об инвалидности, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

2. Все ли инвалиды могут претендовать на бюджетное квотируемое место и сколько таких мест?

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, имеют право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты (далее – особая квота).

Особая квота устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, выделенных такой образовательной организации на очередной год.

3. Может ли абитуриент с инвалидностью участвовать в конкурсе на поступление в вуз и в рамках особой квоты и по общему конкурсу?

Да, может, если в заявлении абитуриент укажет желание участвовать в конкурсе на зачисление в вуз как в конкурсе в рамках особой квоты, так и по общему конкурсу.  В случае непрохождения по конкурсу в рамках особой квоты, абитуриент с инвалидностью будет иметь право на участие в общем конкурсе на зачисление в вуз и иметь преимущественное право зачисления в соответствии с частью 9 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Может ли абитуриент с инвалидностью сдавать вступительные испытания в вузе при отсутствии результатов ЕГЭ?

Да, может. В соответствии с пунктом 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года, при реализации прав поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ.

5. Может ли абитуриент с инвалидностью сдавать вступительные испытания в вузе при наличии результатов ЕГЭ?

Да, может. В соответствии с пунктом 17 приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года, поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ.

6. Может ли абитуриент с инвалидностью сдавать вступительные испытания в вузе и использовать их результаты при поступлении в вуз наряду с использованием результатов ЕГЭ?

В соответствии с пунктом 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года, поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, либо сдавать одно или несколько общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно (вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ), наряду с использованием результатов ЕГЭ в качестве результатов других общеобразовательных вступительных испытаний.

7. Может ли абитуриент с инвалидностью претендовать на участие в конкурсе на зачисление в вуз, если справка об инвалидности действует на момент подачи документов, но не уверен, будет ли продлена инвалидность?

В вуз нужно предоставить справку, действующую на момент подачи документов, а затем, после продления инвалидности предоставить новую справку.
Для поступления в рамках особой квоты справка об установлении инвалидности должна действовать на момент завершения подачи документов в вуз (в 2021 году – это 29 июля).

8. Имеет ли право абитуриент с инвалидностью III группы, являющийся инвалидом с детства, претендовать на участие в конкурсе на зачисление в вуз на места, выделенные в рамках особой квоты?

Да, имеет, если в справке об установлении инвалидности в строке “причина” указано "инвалид с детства". В соответствии с ч. 5 ст. 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: "Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы."

9. Кто и на каком этапе определяет потребность и перечень необходимых для абитуриента специальных условий при сдаче вступительных испытаний?

Потребность в специальных условиях обозначается на этапе подачи заявлений до начала вступительных испытаний. В этот же момент абитуриенту следует указать, какие именно условия необходимы. Условия определяются на основе беседы с абитуриентом, анализа индивидуальной программы реабилитации или абилитации, заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Полный перечень возможных условий представлен в Разделе X Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года.

10. Какие условия могут быть предоставлены абитуриенту с инвалидностью при сдаче вступительных испытаний в вузе и на основании чего? 

Согласно Разделу X Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года, образовательная организация обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности). Основанием для предоставления условий является заявление и документ, подтверждающий инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий.

11. Когда абитуриенту с инвалидностью необходимо заявить о потребности в предоставлении ему специальных условий при сдаче вступительных испытаний?

Условия для сдачи вступительных испытаний вуза абитуриентом с инвалидностью носят заявительный характер. Перечень возможных условий определен в Разделе X Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года. Заявление необходимо подать в приемную комиссию до начала вступительных испытаний. Основанием является наличие инвалидности. Необходимые условия могут содержаться в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, заключении психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) или условия определяются самим абитуриентом в соответствии с его видом нарушения здоровья.

12. Необходимо ли поступающему, имеющему инвалидность, получать отдельное заключение медико-социальной экспертизы, чтобы подтвердить свои возможности для обучения в вузе на выбранном направлении?

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 01.05.2017 № 93-ФЗ» заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии у инвалида противопоказаний для обучения при поступлении в соответствующие образовательные организации инвалиду не требуется.

13. Нужно ли абитуриенту с инвалидностью предоставлять заключение медико-социальной экспертизы для подтверждения возможности обучения в вузе на выбранном направлении?

Не требуется согласно Федеральному закону «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 01.05.2017 № 93-ФЗ» заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии у инвалида противопоказаний для обучения при поступлении в соответствующие образовательные организации

14. Возможен ли прием лиц с инвалидностью на обучение по образовательным программам, предъявляющим требования к состоянию здоровья обучающихся?

Да, Возможен. Ограничений по приему нет. Однако, рекомендуется при поступлении лиц с медицинскими противопоказаниями к соответствующим условиям и видам труда могут возникнуть сложности с освоением образовательной программы, в том числе в рамках практической подготовки. Вузам рекомендуется получить письменное уведомление от абитуриента об осведомленности о возможных последствиях. 

15. Если я как абитуриент с инвалидностью подаю документы на несколько направлений подготовки (специальностей), могу ли я воспользоваться особыми правами по всем выбранным направлениям подготовки (специальностям) в несколько вузов? Имеет ли право абитуриент с инвалидностью при подаче документов на несколько направлений подготовки (специальностей) воспользоваться особыми правами по всем выбранным направлениям подготовки (специальностям)?

Лица, которым предоставлено право на прием в пределах особой квоты, могут поступать на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета одновременно в 5 образовательных организаций высшего образования, максимум на 10 направлений подготовки (специальностей) в рамках одного вуза (количество определяет сам вуз), согласно пункту 22 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России № 1076 от 21 августа 2020 года, а также Федеральному закону от 27 июня 2018 г. № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”»).

16. Кто и какую помощь оказывает лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья во время проведения вступительных испытаний?

При проведении вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с пунктом 68 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с лицами, проводящими вступительное испытание).
В соответствии с п.73 Порядка приема услуги ассистента предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

17. На какое время увеличивается продолжительность проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья?

Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается вузом на основе локального нормативного акта, но не более чем на 1 час 30 минут.

В соответствии с пунктом 69 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года, продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.

В соответствии с п.73 Порядка приема специальные условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

18. Какие условия создаются при проведении вступительных испытаний для инвалидов с нарушением слуха?

В соответствии с частью 3) пункта 72 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года при проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья: для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования (при очном проведении вступительных испытаний); предоставляются услуги сурдопереводчика.

В соответствии с пунктом 73 Порядка приема специальные условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

19. Какие условия создаются при проведении вступительных испытаний для инвалидов с нарушениями зрения?

В соответствии с частями 1) и 2) пункта 72 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года при проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

для слепых:

  • задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых либо зачитываются ассистентом;
  • письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;
  • при очном проведении вступительных испытаний поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

для слабовидящих:

  • обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (при очном проведении вступительных испытаний);
  • поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство (при очном проведении вступительных испытаний), возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
  • задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом.

В соответствии с пунктом 73 Порядка приема специальные условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

20. Какие условия создаются для проведения вступительных испытаний для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

В соответствии с частью 6 пункта 72 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года при проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:

  • письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
  • вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру - по решению организации).

В соответствии с пунктом 73 Порядка приема специальные условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

21. Могут ли абитуриенты с инвалидностью использовать при сдаче вступительных испытаний технические устройства индивидуального пользования?

Да, могут. Если техническое средство или устройство индивидуального пользования является необходимым для обеспечения приёма и передачи информации в доступной для абитуриента с инвалидностью форме.Это может быть собственное техническое средство абитуриента или техническое средство, предоставленное образовательной организацией.

22. Может ли гражданин, имеющий III группу инвалидности, который не может претендовать на места по особой квоте, сдавать вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно?

Да, может. У него нет права на «льготное» зачисление, но есть право выбора формы испытания (ЕГЭ или вступительное испытание вуза) и право на специальные условия при сдаче вступительных испытаний.

23. Обязан ли вуз предоставлять услуги сурдопереводчика при приеме документов в вуз и при проведении вступительных испытаний?

В соответствии с частью 3) пункта 72 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года при проведении вступительных испытаний вуз обеспечивает предоставление услуг сурдопереводчика.

В соответствии с п.73 Порядка приема услуга сурдопереводчика предоставляются абитуриентам на основании заявления о приеме, содержащего сведения о такой необходимости.

24. Вуз, в который я поступаю, проводит вступительные испытания с использованием прокторинга. Боюсь, что не смогу сдать экзамены, т.к. часто совершаю непроизвольные движения и близко наклоняюсь к монитору. Как в этом случае мне поступить?

экзаменов из-за нарушений, возникших вследствие индивидуальных психофизических особенностей абитуриента, во время проведения вступительных испытаний для абитуриентов с инвалидностью вузам не рекомендуется применять автоматическую систему прокторинга с использованием специальных технических программ. Рекомендуется в заявлении на создание специальных условий указать свои особенности, которые могут помешать процедуре прокторинга. 

25. Могут ли инвалиды получать второе высшее образование бесплатно?

Возможность получения второго высшего образования на безвозмездной основе будет доступна после внесения изменений в законодательство Российской Федерации, в случае если имеющаяся инвалидность препятствует осуществлению лицом  профессиональной деятельности в соответствии с ранее полученным им документом о профессиональном образовании и квалификации.

26. Есть ли в интернете ресурс, где можно посмотреть информацию о профессиях, специальностях, доступных для лиц с инвалидностью?

Да, есть. На Портале “инклюзивнособразование.рф” (ссылка) представлен раздел “Атлас профессий”, содержащий информацию о профессиях, специальностях, доступных для лиц с инвалидностью с различными видами нарушений здоровья, и вузах, их реализующих. 

27. У меня возникли вопросы по  поступлению в вуз. К кому можно обратиться за независимой консультацией?

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» функционирует сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями на базе образовательных организаций высшего образования (РУМЦ). Контакты здесь: ссылка
Указанные центры осуществляют информационную и методическую поддержку по вопросам организации инклюзивного образования, в том числе с использованием портала инклюзивнособразование.рф в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».